Утверждено
приказом МБОУ «УстьЕрбинская НОШ»
от 28.02.2014 №41
'
Положение
о профессиональной этике и комиссии по профессиональной этике
педагогических работников МБОУ «Усть-Ербинская нош».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Данное положение о профессиональной этике педагогического работника
(далее - КПЭ) - документ, разработанный с целью создания корпоративной
культуры в МБОУ «Усть-Ербинская нощ», улучшения имиджа образовательной
организации, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри
образовательной организации, совершенствования управленческой структуры, т.е.
обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
2. Положение содержит основные морально-этические нормы и правила
социального поведения, следуя которым педагогические работники укрепляют
высокую репутацию образовательной организации, поддерживают ее авторитет и
продолжают традиции предшествующих поколений педагогических работников и
обучающихся.
3. Положение определяет основные принципы совместной жизнедеятельности
обучающихся, педагогических работников и сотрудников образовательной
организации, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое
отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и
ответственности за функционирование образовательной организации.
4. Образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной
реализации данного Положения.
.
>
5. Изменения и дополнения в Положение вносятся по инициативе, как отдельных
педагогических работников, так и иных служб образовательной организации.
Изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.
6. Положение является документом, открытым для ознакомления всех участников
учебно-воспитательного процесса (обучающихся, родителей (законных
представителей), педагогических работников). Содержание Положения доводится
до сведения педагогических работников - на педсовете, родителей (законных
представителей) - на родительских собраниях. Вновь прибывшие работники
Образовательной организации обязательно знакомятся с данным документом.
7. Нормами Положения руководствуются все сотрудники образовательной
организации, работающие с обучающимися и воспитанниками.
8. Данное Положение определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
- регулируют отношения между педагогическими работниками и обучающимися
(воспитанниками), а также другими членами общественности образовательной
организации;
- защищают их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогических
работников и честь их профессии;
- создают культуру образовательной организации, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
1.2. Предмет регулирования.
1.2.1. Положение регулирует социальные нормы (правила поведения)
педагогических работников, которых он придерживается в образовательной
организации в течение всего учебного процесса, а также во время проведений
школьных и внешкольных мероприятий.
1.2.2. Положение способствует созданию таких условий и обстановки для работы,
при которых педагогический работник сможет совершенствоваться, выработать
новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.
1.3. Цель Положения.
1.3.1. Целью Положения является внедрение единых правил поведения.
1.3.2. Положение способствует тому, чтобы педагогический работник сам управля.
своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также
установлению в образовательной организации благоприятной и безопасной
обстановки.
1.4. Сфера регулирования.
1.4.1. Положение распространяется на всех педагогических работников
образовательной организации.
1.4.2.3аведующий и Комиссия по этике, педагогические работники и другие
сотрудники образовательной организации, родители (законные представители)
способствуют соблюдению этого Положения.
1.5. Источники и принципы педагогической этики.
1.5.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры,
традиций российской школы, конституционных положений и законодательных
актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и
прав ребенка.
1.5.2 Основу норм КПЭ составляют следующие основные принципы:
человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость,
демократичность, партнерство и солидарность.
1.6. Механизмы внедрения.
1.6.1. Цель всех мероприятий по внедрению —сделать нормы Положения
понятными.
1.6.2. Оптимальными формами внедрения являются:
- информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение норм и
механизм их реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;
- стимулирование сотрудников, учет соблюдения этических норм при
распределении премиального фонда учреждения.
1.6.3. Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является
возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений. Для этого
создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности, которой входит
прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие
ситуации.
2. Основные нормы
2.1. Личность педагогического работника
2.1.1. Профессиональная этика педагогического работника требует призвания,
преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих
обязанностей.
2.1.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение
и самовоспитание.
2.1.3. Для педагогического работника необходимо непрерывное образование. Он
занимается своим самообразованием, повышением квалификации и поиском
наилучших методов работы.
2.1.4. Педагогический работник несет ответственность за качество и результаты
доверенной ему педагогической работы - обучение и воспитание подрастающего
поколения.
2.L5. Педагогический работник несет ответственность за физическую,
интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту обучающихся и
воспитанников.
2.1.6. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему
администрацией функции и доверенные ресурсы.
2.2. Авторитет, честь, репутация
2.2.1. Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает
исторически сложившуюся профессиональную честь педагогического работника.
2.2.2. Педагогический работник передает молодому поколению национальные и
общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе
культурного развития.
2.2.3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при
исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного
учреждения.
2.2.4. В общении со своими обучающимися и воспитанниками и во всех остальные
случаях, педагогический работник уважителен, вежлив и корректен. Он знает и
соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
2.2.5. Авторитет педагогического работника основывается на профессиональной
компетенции, справедливости, такте, умении заботиться об обучающихся и
воспитанниках.
22.6. Педагогический работник воспитывает обучающихся и воспитанников на
своем положительном примере.
2.2.7. Педагогический работник имеет право на неприкосновенность личной
•япяянтг, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии,
извращать его отношения с обучающимися, воспитанниками и коллегами или
мешать исполнению профессиональных обязанностей.
2.2.8. Педагогический работник дорожит своей репутацией.
2 3 . Взаимоотношения с другими лицами
23 .1. Общение педагогического работника с обучающимися и
воспитанниками
23.1. Педагогический работник сам выбирает подходящий стиль общения с
обучающимися и воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
23.2. В первую очередь педагогический работник должен быть требователен к
себе. Требовательность педагогического работника по отношению к обучающимся
ж воснншнникам позитивна и хорошо обоснованна. Педагогический работник
шшшщ. не должен терять чувства меры и самообладания.
2 3 3 . Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые
ш ю о р ш т в обучающихся и воспитанниках развитие положительных черт и
взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание
еотрзиничатъ и помогать другим.
23.4. При оценке поведения и достижений обучающихся и воспитанников
педагогический работник стремится укреплять их самоуважение и веру в свои
с»шм. показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию
обучения.
2 3 3 . Педагогический работник является беспристрастным, одинаково
доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся и воспитанникам.
Цреняв необоснованно принижающие обучающегося и воспитанников оценочные
решения, педагогический работник должен постараться немедленно исправить
шош ошибку.
23.6. При оценке достижений обучающихся и воспитанников педагогический
|ш бош ж стремится к объективности и справедливости.
23.7. Педагогический работник постоянно заботится о культуре своей речи и
еб^енжж. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных
фрзз.
23JL Педагогический работник соблюдает дискретность. Педагогическому
ршбшжмжу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему
вбирающимися и воспитанниками информацию, за исключением случаев,
щ»едусмотренных законодательством.
2 3 J9. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением
O s не может требовать от обучающихся и воспитанников, вознаграждения за свок
рвбспу.
23.10. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и
■ояшжческим взглядам обучающихся и воспитанников. Он не имеет права
лааазывать обучающимся и воспитанникам свои взгляды.
2А> Общение между педагогическими работниками
2.4.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на
щжещшах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник
зшшщаег не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижаег
сжмж жолпег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.
2.42. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В
eajp^e возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению,
2.43. Правом и обязанностью педагогического работника является оценка
деегежыюети коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго
зш рш рао. В образовательных организациях не должно быть места клевете и
®еяорб*ениям.
2.4.4. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
ашвниетрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть
обоснованной и тактичной.
2.4.5. Педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.
2*5. Взаимоотношения с администрацией
25.1. Образовательные организации базируется на принципах свободы слова и
убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
7Л-7-. В образовательных организациях соблюдается культура общения,
сражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить
общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет
!*ргю©одителъ образовательной организации.
2 3 3 . Администрация не может дискриминировать, игнорировать или
иреещдовать педагогических работников за их убеждения. Отношения
ашшвметрации с каждым из педагогических работников основываются на
щшштипе равноправия.
25 .4. Администрация образовательной организации терпимо относится к
ршшообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и
шди."
создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найт]
«€ерн s h e . Различные статусы педагогов, квалификационные категории и
вбкзшности не должны препятствовать равноправному выражению всеми
к ш ш ш ! своего мнения и защите своих убеждений.
2 5 5 . Адршнистрация не может требовать или собирать информацию о личной
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
2.5.6. Оценки и решения руководителя образовательной организации должны
б§пъ беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах
Нейагогмческого работника.
23.7. Педагогические работники имеют право получать от администрации
образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы.
Ашшнистрация не имеет права скрывать или тенденциозно искажать
позволяющую повлиять на карьеру и на качество труда
■щдргоэжческого работника. Важные для педагогического сообщества решения
щшнимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия
тр5**озого коллектива.
25.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
н^гтажческом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять
е ш непосредственные функции.
Еежн запнувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике
швеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная
еш ^щ ня и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного
уш ш ег, классного руководителя, воспитателя, сотрудника от занимаемой
арвжиосш.
тшм остается окончательное право в принятии решения в разрешении
конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать
о,
на основании полученных доказательств) Педсовету и
у о принятии какого-либо решения, которое было принято
Авенами Комиссии, также заведующий, вне зависимости от решения
s рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.
образовательных организаций уважительно относятся к
н, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с
пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же
по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией
В сяуч^е выявления преступной деятельности педагога(ов) и
шшш. сотрудников администрации, а также грубых нарушений
шьной этики заведующий должен принять решение единолично или
[нш&одйыости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального
зйетвмй) по отношению к нарушителям.
Педатшческий коллектив направляет свои усилия для создания
тельного имиджа образовательной организации.
M
“ JL, Озж'ошения с родителями (законными представителями) обучающихся и
веампгажииков
U L I. Педагогический работник консультирует родителей (законных
■ргяпжшаюпей) по проблемам обучения и воспитания детей, помогает смягчить
I а между родителями (законными представителями) и детьми,
1.Й.2. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о свою
(законных представителях) или мнение родителей (законных
fгелей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с
lжида, довершившего педагогическому работнику упомянутое мнение.
2 jO . Отношения педагогических работников с родителями (законными
гшжями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достиженш
нхся и воспитанников.
I. Ож отношения педагогических работников с обучающимися и
г я . у т и и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их
(законными представителями) образовательной организации.
2 Л Е&аошоотношения с обществом
■Ьмегш^есжий работник:
1 1 1 - Задается общественным просветителем, хранителем культурных ценностей.
Старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и
ой жизни избегает конфликтов и ссор.
ЩЩЯ Хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
ЖМ. Академическая свобода и свобода слова
2U&J. Педагогический работник имеет право пользоваться различными
:информации в соответствии с действующим законодательством
ж Федерации.
и передаче информации обучающимся и воспитанникам
рщирщдаеекий работник соблюдает принципы законности и объективности.
е ш о з ж ю искажение информации или изменение авторства недопустимо.
Педагогически й работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной
^щвсшшютк и методы обучения.
ижческий работник не имеет право обнародовать конфиденциальную
;
I
служебную информацию.
2.9. Личные интересы и самоотвод
j
2.9.1. Педагогический работник и руководитель образовательной организации
j объективен и бескорыстен.
j
2.9.2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с эти!
не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим
в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия
решения.
2.9.3. Педагогический работник не может представлять свое учреждение в
судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в
том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные
интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела.
О своей заинтересованности он должен сообщить администрации образовательной
организации и лицам, рассматривающим данное дело.
€. Помощь образовательной организации
6.1. Педагогический работник строго соблюдает законодательство Российской
Федерации.
!
j
|
6.2. Руководитель образовательной организаций или педагогический работник
может принять от родителей обучающихся и воспитанников любую
бескорыстную помощь, предназначенную образовательной организации. О
предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность
общественность и выразить публично от ее лица благодарность родителям
(законным представителям).
7. Механизм работы Комиссии по этике.
7.1. Каждое структурное подразделение образовательной организации имеет праве
предоставить одного кандидата для избрания его Председателем Комиссии по
этике.
7.2. Также существует возможность самовыдвижения.
7.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем
открытого голосования в рамках проведения педагогического совета.
7.4. Срок полномочия председателя три года без права переизбраться на второй
срок два раза подряд.
7.5. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право
азъявжгь желание и рекомендовать к себе в Комиссию двух человек, но они также
взбираются путем открытого голосования.
7.6. Члены Комиссии также избираются сроком на три год без права переизбрания
на второй срок два раза подряд.
7.7. После сформирования, Комиссия по этике становится полноправным
подразделением образовательной организации.
7.8. Один раз в полгода Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о
проделанной работе руководителю образовательной организации.
7.9. Комиссия по этике принимает заявления от педагогических работников,
сотрудников, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных
представителей) только в письменной форме.
7.10. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие
конфликты только на территории образовательной организации, только в полном
составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
7.11. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов
комиссии.
7.12. Председатель Комиссии подчиняется руководителю образовательной
организации, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу
образовательной орг анизации, законодательству Российской Федерации.
!
1
|
j
7.13. Комиссия по этике осуществляет гражданский контроль (в данном случае
этический) по работе в образовательной организации и только Председатель
наделен полномочиями, делать замечания работникам.
7.14. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для
профилактической беседы педагогического работника, сотрудника, обучающегося
и воспитанника, их родителей (законных представителей) не собирая для этого
весь состав Комиссии.
7.15. Председатель имеет право обратиться за помощью к руководителю
I образовательной организации для разрешения особо острых конфликтов.
i
j 7.16. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать
i информацию, поступающую к ним.
7.17. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
7.18. Бшето, кроме членов Комиссии, не имеет доступа к информации.
7.19. На вызов Комиссией на «беседу» педагогического работника, сотрудника,
обучающегося и воспитанника, их родителей (законных представителей) не
игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает быть этическим и
жхжт характер служебного проступка, он передается в ведение администрации.
Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя образовательной
организации. При поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к
руководителю образовательной организации.
7.20. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на
имя руководителя образовательной организации. В данном случае Председатель
Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное
заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и
исправиться.
7.21. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных
сведений.